Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Хочу напомнить, что, согласно сложившейся традиции, в конце марта - начале апреля будут подведены итоги областного конкурса «Лучший предприниматель года», главная цель которого заключается в популяризации предпринимательства, росте деловой активности и профессионализма субъектов предпринимательства, повышении их роли в экономике Гомельской области. Конкурс проводится по итогам деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 2011 год по 16 номинациям, согласно приложению 1.
Заявки принимаются до 25 февраля текущего года.
Общая информация
К участию в конкурсе допускаются юридические лица с долей государственной собственности не более 50%, индивидуальные предприниматели, а также филиалы (отделения) банков, зарегистрированные на территории Гомельской области, у которых за отчетный период:
- отсутствует задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
- отсутствуют случаи нарушения техники безопасности либо правил охраны труда, приведшие к увечью или смерти граждан.
Не допускаются к участию в конкурсе субъекты предпринимательства:
- у которых за отчетный период уровень средней заработной платы по предприятию ниже номинальной начисленной заработной платы по отрасли;
- которые в отчетном периоде привлекались к уголовной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;
- на которых накладывались административные взыскания в виде конфискации дохода (товаров), выручки, или штрафа и взыскания стоимости предмета административного правонарушения на общую сумму, превышающую 250 базовых величин.
Участники конкурса представляют по месту регистрации следующие документы:
- заявку на участие в конкурсе по форме согласно приложению 2, заполненную с учетом порядка расчета основных показателей финансово-хозяйственной деятельности участника конкурса, согласно приложению 3;
- копии учредительных документов (устава) юридического лица без нотариального засвидетельствования;
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;
- справку о субъекте предпринимательской деятельности, согласно приложению 4.
Далее Вашему вниманию – «сводка» горячих, а потому активно обсуждаемых новостей, с наиболее интересными и полезными комментариями!
Что "подорожает" вместе с базовой величиной
1 апреля 2012 года вступает в силу постановление Совета министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1785 "Об установлении размера базовой величины". Согласно данному документу размер базовой величины составит 100 000 руб., что почти в 3 раза превышает действующее значение – 35 000 руб.
Не стоит забывать о том, что вместе с ростом размера базовой величины произойдет увеличение соответствующих сумм, в основе расчета которых лежит базовая величина. Итак, что же "подорожает" вместе с базовой величиной?! Ведь до 1 апреля еще многое можно успеть!
– Так, вместе с базовой величиной почти в 3 раза увеличится размер государственных пошлин, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь.
В частности, значительно увеличатся судебные издержки. Например:
• расторжение брака будет стоить с 1 апреля 300 000 рублей (сейчас – 105 000 рублей);
• подача исковых заявлений неимущественного характера (устранение препятствий в пользовании, выселение арендаторов), заявлений о признании недействительными актов органов государственного управления, не имеющих нормативного характера (доначисление налогов, пеней), подаваемых юридическими лицами в хозяйственные суды – 1 000 000 рублей (сейчас – 350 000 рублей);
• подача исковых заявлений в хозяйственные суды о признании сделок недействительными – 1 000 000 рублей (сейчас: 350 000 руб.);
• подача заявлений в хозяйственные суды о возбуждении приказного производства при сумме взыскания до 10 000 000 рублей (в настоящий момент – до 3 500 000) – 200 000 рублей (сейчас – 70 000 рублей).
Но при этом и увеличится размер суммы, при взыскании которой можно обращаться не с иском в суд, а в порядке приказного производства – с 3 500 000 рублей до 10 000 000 рублей.
Также подорожают нотариальные услуги, совершаемые государственными и частными нотариусами. Так, размер платы за совершение исполнительной надписи о взыскании задолженности по нотариально удостоверенной сделке с 01.04.2012 будет составлять 600 000 рублей (сейчас – 210 000 рублей). Дороже станет и продажа бизнеса – плата за удостоверение договоров отчуждения предприятий как имущественных комплексов будет взиматься в размере 2 500 000 рублей (сейчас – 875 000 рублей).
Кроме регистрации заключения и расторжения брака подорожает также регистрация перемены фамилии, собственного имени и отчества, включая выдачу соответствующего свидетельства (100 000 рублей). Больше нужно будет заплатить и за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния (100 000 рублей).
Государственная регистрация (внесение изменений в документы, связанные с регистрацией) подразделениями Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь автомобиля с выдачей регистрационных знаков будет стоить 200 000 руб. (на данный момент 70 000 руб.).
Поскольку размер государственных пошлин, указанных в Приложении 22 НК, установлен в базовых величинах, расходы в сфере государственной регистрации и лицензирования также увеличатся. Приведем для наглядного примера таблицу с перечнем наиболее часто встречаемых платежей в данной сфере:
Наименование действия, за которое взимается государственная пошлина |
Размер гос. пошлины в БВ |
Размер государственной пошлины в бел. руб. |
||
До 1 апреля 2012 |
С 1 апреля 2012 |
|||
Регистрация индивидуального предпринимателя |
0,5 |
17 500 |
50 000 |
|
Регистрация коммерческой организации |
5 |
175 000 |
500 000 |
|
Внесение изменений в учредительные документы коммерческой организации |
1,5 |
52 500 |
150 000 |
|
Выдача специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности, за исключением отдельных видов разрешений |
8 |
280 000 |
800 000 |
|
Внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности |
4 |
140 000 |
400 000 |
|
Выдача разрешения на открытие и продление срока деятельности представительств иностранных организаций в Республике Беларусь |
65 за каждый год |
2 275 000 |
6 500 000 |
|
Предоставление информации по каждому субъекту, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
для юридических лиц Республики Беларусь |
3 |
105 000 |
300 000 |
для физических лиц |
0,5 |
17 500 |
50 000 |
|
для иностранных юридических лиц |
15 |
525 000 |
1 500 000 |
Таким образом, рекомендуем физическим лицам и субъектам хозяйствования по возможности ускорить принятие соответствующих решений и с целью уменьшения своих расходов обратиться за совершением юридически значимых действий, требующих уплаты государственной пошлины, до 1 апреля 2012 года.
Большое влияние окажет новый размер базовой величины и на сферу арендных правоотношений.
Согласно п.3 Положения "О порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей", утвержденного указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 № 518 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" при передаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, а также находящегося в собственности хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, арендная плата вносится в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленной на день оплаты. Это связано с тем, что базовые ставки, лежащие в основе расчета платы за аренду такого недвижимого имущества, установлены в базовых величинах (Приложение 1 к Положению). Таким образом, в связи с изменением базовой величины размер арендной платы в отношении указанного выше имущества также возрастет почти в 3 раза.
Необходимо также отметить и тот факт, что вместе с базовой величиной изменятся размеры штрафов, исчисляемых в базовых величинах. Так, в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 6.5. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлены следующие минимальные и максимальные размеры штрафов:
Субъект правонарушения |
Минимальный размер штрафа |
Максимальный размер штрафа |
||||
БВ |
до 01.04. в руб. |
с 01.04. в руб. |
БВ |
до 01.04. в руб. |
с 01.04. в руб. |
|
Физическое лицо |
0,1 |
3500 |
10 000 |
50 или 200 (за отдельные нарушения) |
1 750 000 или 7 000 000 |
5 000 000 или 20 000 000 |
Индивидуальный предприниматель |
2 |
70 000 |
200 000 |
200 или 500 (за отдельные нарушения) |
7 000 000 или 17 500 000 |
20 000 000 или 50 000 000 |
Юридическое лицо |
10 |
350 000 |
1 000 000 |
1000 |
35 000 000 |
100 000 000 |
Например, за безбилетный проезд вместо 7000 рублей придется заплатить уже 20 000 рублей. А максимальный штраф за превышение установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час будет составлять 100 000 рублей вместо 35 000 сейчас.
Бизнес-союзы просят правительство пересмотреть решение о трехкратном повышении базовой величины
Представители бизнес-сообщества просят правительство пересмотреть решение о трехкратном повышении с 1 апреля базовой величины с 35 до 100 тысяч. Просьба содержится в письме, которое направили на имя премьер-министра Михаила Мясниковича Республиканская конфедерация предпринимательства и Минский столичный союз предпринимателей и работодателей.
Как отмечается в письме, "решение было принято без достаточного экономического обоснования, без консультаций с деловым сообществом (ассоциациями, союзами), что противоречит пункту 9.4 директивы № 4".
По мнению представителей деловых кругов, трехкратное повышение базовой ставки "отрицательно скажется не только на предпринимателях, но и на всем населении в целом, поскольку размер базовой величины фигурирует в десятках нормативных актов". Так, например, трехкратное увеличение ставки базовой величины автоматически приведет к росту в три раза стоимости арендной платы, поскольку арендные платежи привязаны к базовой. Это, в свою очередь, автоматически повлечет за собой увеличение стоимости товаров и услуг, поскольку затраты лягут на себестоимость.
"Но даже в этом случае, по расчетам наших экспертов, для большинства малых и средних предприятий арендная плата станет непосильным бременем", — констатируют авторы письма.
Кроме того, отмечают они, увеличение ставки базовой величины приведет к росту штрафных санкций, большинство которых исчисляется в базовых величинах. Они "и так разорительны, поскольку никакими экономическими расчетами не обоснованы, о чем на протяжении ряда лет говорят все бизнес-союзы", подчеркиваются представители бизнес-сообщества.
Государство не дает бизнесу выйти за красные флажки
Январь оказался месяцев сюрпризов для бизнеса. Вместо обещанного властями снижения налоговой нагрузки предприниматели и предприятия пока сталкиваются исключительно с налоговым беспределом. Причем, аппетиты государства, как показывает практика, только растут.
Автомобили уже дорожают
Белорусским автодилерам все-таки не удалось отстоять льготу по уплате НДС. Президентским указом № 36 от 17 января льгота была отменена. Теперь автодилеры будут платить НДС со всей стоимости автомобиля, а не с разницы между ценой приобретения и ценой реализации через дилерские сети, как раньше.
Документ, правда, пока официально не опубликован и не может считаться вступившим в силу. Тем не менее, ряд автодилеров уже отреагировали на отмену льготы по НДС ростом цен на иномарки. Так, в частности, поступило ООО «Китайские автомобили».
«Цены повышены на 17%, но вместе с тем пока мы применяем прежний порядок исчисления НДС, — сообщил Naviny.by председатель совета директоров ООО «Китайские автомобили» Сергей Варивода. — Это сделано в связи с тем, что в Беларуси нередко имеет место придание законодательным актам обратной силы, или налоговые органы потом будут по-своему трактовать указ. Поэтому мы на всякий случай таким образом перестраховались».
По информации председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича, президентский указ по отмене льготы по НДС должен быть опубликован 23 января и вступить в силу на следующий день.
«Мы предполагаем, что автодилеры до 23 января включительно могут работать по старым правилам. Многие автодилеры сейчас будут активно предлагать гражданам приобрести автомобили до повышения цен на них», — считает Михневич.
Уже с 24 января все автодилеры, по его словам, пересмотрят цены в сторону повышения. «Ведь если не поднять цены и продолжать продавать автомобили по старым ценам, это приведет к убыткам», — подчеркнул председатель правления БАА.
Отмена льготы по НДС и произошедший в связи с этим рост цен станет очередным ударом по автобизнесу. Произошедшие налоговые изменения приведут к сокращению продаж и падению авторынка как минимум в первом полугодии, заявляет Михневич. В этой связи автодилеры намерены в ближайшее время попытаться решить с автопроизводителями вопрос уменьшения закупочных цен.
«Но сделать это не так просто. Не думаю, что автодилерам удастся договориться с автопроизводителями о снижении цен по крайней мере в первом квартале. Конечно, многое будет зависеть от того, кто и насколько эффективно проведет переговоры. Но, например, надежды получить скидки на дефицитные модели, которые автопроизводитель успешно продает на других рынках, ограничивая объемы продаж и производство для нашей страны, почти нет. Производителю выгоднее продать подороже автомобили на других рынках, чем снизить цены для Беларуси», — считает Сергей Михневич.
Также Белорусская автомобильная ассоциация намерена обратиться в правительство с предложением пересмотреть ставку НДС на автомобили, «чтобы снивелировать ценовой шок, пока в нашей стране не стабилизируется покупательская способность населения».
Власти хотят задавить бизнес налогами?
Но главным обидчиком предпринимателей и малого бизнеса стало Министерство по налогам и сборам. На этой неделе МНС подтвердило информацию о планируемом повышении ставок единого налога.
«Данный вопрос сейчас рассматривается, налоговые органы провели соответствующие расчеты, анализ доходности видов деятельности. Предложения по изменению ставок вносятся в областные советы и Минский городской совет, которые и примут решения», — заявил начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько.
Он отметил, что базовые ставки не менялись с 2010 года. «Поэтому я думаю, что они будут изменены однозначно, но в каком размере, конкретно определит каждая область», — сказал Рассолько.
По информации председателя Координационного совета индивидуальных предпринимателей Анатолия Змитровича, ставки единого налога для предпринимателей планируется увеличить в 2,5-3 раза. «Причем, больше всех пострадают предприниматели, оказывающих услуги. А ведь именно услугами, а не розничной торговлей власти призывают заниматься предпринимателей. И вот что из этого получается», — подчеркивает Змитрович.
РОО «Перспектива» в свою очередь уже направила обращение в Администрацию президента по поводу планируемого увеличения единого налога для предпринимателей. По словам председателя общественного объединения Анатолия Шумченко, основания для увеличения ставок единого налога для индивидуальных предпринимателей в 2-3 раза отсутствуют.
Во-первых, отмечает Шумченко, «в силу проводимой в последние годы политики по ограничению участия ИП в экономике страны, роль предпринимателей в пополнении доходной части бюджета не является определяющей. К примеру, по итогам 2010 года вклад единого налога в доходную часть бюджета Республики Беларусь составил около 306 млрд. рублей или менее 1%».
Во-вторых, в связи с кризисом и существенным падением доходов населения значительно упали продажи и, соответственно, выручка индивидуальных предпринимателей. В этой связи рост ставок единого налога в 2-3 раза значительно ухудшит финансовое состояние ИП. К примеру, в Минске средняя ставка единого налога на товары непроизводственной группы, по оценкам экспертов «Перспективы», вырастет до 3 млн. рублей.
Расплата за нечаянную связь
Однако налоговые поборы стали проблемой не только ИП, но и производственных предприятий. Часть субъектов хозяйствования вместе с бизнес-союзами сейчас пытаются дать задний ход требованиям МНС уплатить задним числом экологический налог, отмененный год назад.
С других субъектов хозяйствования налоговики пытаются (и им это удается) содрать три шкуры за связь с якобы лже-предпринимателями. «Одно из импортозамещающих предприятий, которое производит продукцию для государственных заводов, по этому обвинению должно уплатить в бюджет около 1 млрд. рублей», — рассказал сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
По его словам, налоговики во время плановой проверки обнаружили, что среди поставщиков этого предприятия фигурируют лже-предпринимательские структуры, которые занесены в соответствующий список.
«Хотя сложно сказать, по какому критерию был создан такой перечень, так как исчерпывающего нормативного документа о том, что считать лже-предпринимательской структурой, нет, как нет в открытом доступе и самого списка таких структур», — подчеркнул эксперт.
Представители предприятия это же пытались объяснить и контролерам, подчеркивая, что сделки были оформлены по всем канонам законодательства, даже если некоторые их поставщики и оказались не чисты на руку. Но налоговики заявили, что получили команду изъять в пользу бюджета все обороты по сделкам с лже-предпринимательскими структурами и выставили предприятию счет почти на 1 млрд. рублей.
По оценкам бизнеса, от таких действий налоговиков уже пострадало порядка 800 предприятий. Корень проблемы, подчеркивает Виктор Маргелов, заключается в осуществлении права добросовестного приобретателя. «Во всем мире если кто-то законным образом приобрел краденую машину, то к нему не может быть претензий. А у нас все наоборот», — отмечает он.
По словам эксперта, эта проблема в новом проекте Национальной платформы бизнеса Беларуси войдет в топ-10 нерешенных проблем бизнеса.
Налоговый кодекс в 2012 году: подводные камни и новые возможности
Очередные изменения в Налоговый кодекс вступили в силу в Беларуси с 1 января 2012 года. Кроме того, были опубликованы изменения, которые вступят в силу в будущем. Всего в НК внесено более двухсот изменений, ряд из которых могут серьезно повлиять на работу субъектов хозяйствования. Специалисты СООО "Эрнст энд Янг Юридические услуги" помогали TUT.BY разобраться, какие изменения могут быть особенно важны для белорусских организаций, какие сделки могут вызвать повышенное внимание налоговых органов, и как воспользоваться новыми возможностями, прописанными в НК.
Правила контроля за трансфертным ценообразованием
С 2012 года в Беларуси вступают в силу правила контроля за трансфертным ценообразованием (ст 30-1 НК). При этом налоговые органы наделяются правом сопоставлять цены, применяемые в некоторых сделках, с рыночными ценами, и в случае обнаружения расхождений корректировать налоговую базу для налога на прибыль, если это приведет к увеличению данного налога. При этом плательщик может самостоятельно до проведения налоговыми органами выездной проверки произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль.
В перечне сделок, в которых цены могут быть проверены:
- реализация недвижимого имущества, если цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены на дату реализации недвижимого имущества;
- осуществление внешнеторговой деятельности (включая сделки, стороной которой является взаимозависимое лицо), если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 млрд белорусских рублей на дату приобретения или реализации товара и цена такой сделки отклоняется более чем на 20% от рыночной цены.
Налоговый кодекс устанавливает, что рыночные цены, используемые для контроля за трансфертным ценообразованием, должны были быть применены в сделках с сопоставимыми условиями. То есть необходимо учитывать количество поставляемых товаров, их качественные характеристики, сроки исполнения обязательств, условия платежей, условия поставки, обычно применяемые в сделках этого вида, а также другие условия, которые могут оказывать влияние на цены. Условия сделок признаются сопоставимыми, если различие между ними либо существенно не влияет на цену товаров, либо может быть учтено с помощью поправок.
Согласно НК процедура корректировки налоговой базы по налогу на прибыль налоговым органом выглядит следующим образом:
1) сначала он производит сопоставление условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные товары, которой он располагает и которая соответствует требованиям ст. 30-1 НК РБ.
Налоговые органы для сопоставления цены сделок с рыночными могут последовательно использовать определенные источники информации. Например, первым источником является информация о ценах на биржевых торгах на идентичные товары в Беларуси.
2) затем, при отсутствии такой информации, налоговым органом используются методы, перечисленные в ст. 30-1 НК.
Первым применяется метод по цене сделки с идентичным (однородным) товаром. Метод предусматривает сопоставление цены сделки с ценами на товары, находящимися в пределах диапазона рыночных цен.
Если указанный метод неприменим, то используется метод цены последующей реализации, когда рыночная цена определяется как разница между ценой, по которой товары перепроданы покупателем, и затрат, понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой товар был приобретен) и продвижении товаров на рынок, а также обычной прибыли покупателя при его дальнейшей перепродаже.
В качестве третьего метода, применяется так называемый затратный метод. В этом случае рыночная цена определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной деятельности прибыли (рентабельности). При этом учитываются обычные для подобной деятельности затраты на производство и (или) реализацию товаров, на транспортировку, страховку, хранение и иные подобные затраты.
Электронное декларирование (ст. 63 НК)
Плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 50 человек, обязаны представлять в налоговые органы декларации по установленным форматам в виде электронного документа.
Пени (ст. 52 НК)
Расчет пени за каждый день просрочки платежа будет определяться с учетом 1/360 ставки рефинансирования, действовавшей не на день исполнения налогового обязательства, а в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства. При этом в НК описана формула, по которой происходит расчет пени.
Налог на прибыль
Ставка налога снижается с 24% до 18% (ст. 142 НК). Отменена льгота на финансирование капитальных вложений. Плательщикам, применяющим метод расчета текущих платежей исходя из результатов прошлого периода, разрешено в течение года перейти на расчет платежей исходя из планируемой прибыли (п. 3-2 ст. 143 НК).
Амортизационная премия (включение части первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов в затраты) (пп. 2.6. ст. 130 НК)
Организации наделены правом включать в затраты, учитываемые при налогообложении, часть первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов в пределах 10% по зданиям и сооружениям, 20% - по машинам и оборудованию, транспортным средствам и нематериальным активам, за некоторым исключением. В случае включения части первоначальной стоимости в затраты амортизация для целей налогообложения рассчитывается исходя из стоимости этих объектов за вычетом части первоначальной стоимости, включенной в затраты. При продаже, передаче в аренду или безвозмездное пользование этих основных средств и нематериальных активов ранее трех лет с момента принятия к бухгалтерскому учету, придется включить в налогооблагаемую базу для налога на прибыль и ту часть первоначальной стоимости, которая сразу была отнесена на затраты.
Правила недостаточной капитализации (ст. 131-1 НК) – ст. 2013 года
В соответствии с вводимыми правилами для белорусских организаций ограничена сумма процентов, которая может быть включена в затраты, учитываемые при налогообложении, если проценты относятся к контролируемому долговому обязательству, превышающему соотношение между долгом и собственным капиталом организации в размере 3:1.
Контролируемым долговым обязательством является задолженность (1) перед иностранной организацией прямо или косвенно владеющей более чем 20% -ой долей белорусской организации или (2) перед белорусской организацией, являющейся взаимозависимым лицом данной иностранной организации.
Величина процентов, которую можно включить в затраты, рассчитывается путем деления суммы процентов по контролируемой задолженности на коэффициент. Коэффициент определяется как частное от деления непогашенной контролируемой задолженности без учета процентов на собственный капитал (соответствующий доле участия иностранной организации в уставном фонде белорусской организации), умноженный на три.
Ограничение сумм процентов не будет применяться к банкам, страховым организациям, лизингодателям, арендодателями.
Перенос убытков на будущее (ст. 141-1 НК РБ)
Белорусские организации имеют право переносить убытки, полученные за период (начиная с убытков за 2011 год), на прибыль будущих периодов (до 10 лет).
Сначала, убытки прошлого периода переносятся по группам на прибыль текущего периода соответствующей группы. Если сумма убытка по каждой из групп операций или общая сумма убытка по всем группам операций превышает общий убыток, то сумма убытка, подлежащего переносу, для каждой группы определяется как произведение общей суммы убытка и удельного веса убытка отдельной группы в общей сумме убытка по всем группам операций.
Затем, после переноса убытка по группам операций, переносится оставшийся убыток. Для переноса убытков организации обязаны обеспечить раздельный учет выручки, затрат, внереализационных доходов и расходов по группам операций и остальным видам деятельности за период, с которого убыток переносится и периоды, на прибыль которых убыток переносится.
Ограничение на вычет отдельных расходов
Не учитываются при налогообложении расходы на организацию досуга или отдыха в ходе проведения рекламных акций, а также при проведении собраний, конференций, семинаров (пп. 1.7-1 ст. 131 НК). Однако не ясно, каким образом данные расходы будут разграничены с представительскими расходами, которые по-прежнему могут относиться на затраты в полном объеме.
Налог на добавленную стоимость
Из перечня объектов налогообложения НДС исключены обороты по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства.
В перечень оборотов, которые не признаются объектами налогообложения НДС, включены обороты по реализации ценных бумаг, форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка, за некоторым исключением. (пп. 2.25 п. 2 ст. 93 НК). Следовательно, вышеуказанные обороты не будут участвовать в распределении налоговых вычетов.
В перечень оборотов, освобождаемых от налогообложения НДС, включены обороты по реализации операций по предоставлению возмездных денежных займов (пп. 1.47 п. 1 ст. 94 НК). Следовательно, вышеуказанные обороты будут участвовать в распределении налоговых вычетов. Однако отсутствует однозначное определение возмездного денежного займа для целей налогообложения НДС. Остается не ясным порядок определения величины оборотов по реализации операций по предоставлению возмездных денежных займов, а также порядок определения налоговых вычетов, приходящихся на данные обороты.
При реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, имущественных прав по ценам ниже их себестоимости (ч. 5 п. 3 ст. 97 НК)налоговая база определяется исходя из цены реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Налог на недвижимость
Расширен перечень объектов для налога на недвижимость: в него также включены машино-места (ст. 185 НК).
Исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1-го января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято (ч. 6 ст. 188 НК).
Изменены сроки подачи декларации и уплаты налога на недвижимость. Теперь она представляется в налоговые органы не позднее 20 марта отчетного года. Уплата налога на недвижимость производится ежеквартально не позднее 22 числа третьего месяца квартала (п. 10 ст. 189 НК).
Земельный налог
Освобождаются от земельного налога (ст. 184 НК), в частности:
· Земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса в течение периода проектирования и строительства (в пределах нормативных сроков) и в течение 2 лет с даты ввода в эксплуатацию;
· Земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные резидентам СЭЗ, зарегистрированным с 1 января 2012 года, для строительства объектов на период проектирования и строительства этих объектов, но не более 5 лет, с даты указанной регистрации. Резиденты, зарегистрированные до 1 января 2012 года, вправе применять льготу не ранее чем с 1 января 2017 года и не более 5 лет.
Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным или уменьшенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1-го января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято (ч.4, п.6 ст.202 НК).
К земельным участкам (их части), занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2. Исчисление и уплата земельного налога, увеличенного на коэффициент 2, по таким участкам начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства.
Стандартный налоговый вычет в 2012 году увеличен до Br440 тыс.
|
В Беларуси проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам, комментируя изменения, внесенные в налоговое законодательство с 2012 года в отношении физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. |
C 22-го января белорусские чиновники будут обязаны реагировать на электронные обращения граждан
Чиновники начнут отвечать “по электронке”. А жалобы, появившиеся на различных форумах в интернете, обращениями являться не будут.
С 22 января нынешнего года в Беларуси вступает в силу новый Закон “О работе с обращениями граждан и юридических лиц”. Данным документом предусмотрены значительные изменения некоторых норм, регулирующих работу с населением.
Какие новшества появятся в законе? Зачем во время личного приема планируется вести видео- и звукозапись? Что такое электронные обращения и как нужно с ними работать? Будут ли защищены госорганы и организации от профессиональных жалобщиков? Обо всем этом читателям “НГ” рассказывает директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим ИПАТОВ.
И по интернету тоже
— Основным новшеством в законе является то, что теперь госорганы и другие организации обязаны рассматривать электронные обращения наравне с письменными, — пояснил Вадим Ипатов. — Единственное условие — такое заявление не должно быть анонимным.
Таким образом, чтобы ваше электронное обращение приняли к рассмотрению, его следует правильно оформить. Нужно указать фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства или работы. Вместо личной подписи заявитель должен сообщить адрес своей электронной почты. Рассматриваться будут только те письма, которые поступили на адрес электронной почты учреждения или же были оставлены в специальной рубрике на официальных сайтах организаций. На жалобы, появляющиеся на различных форумах, действие данного закона не распространяется.
Ожидается, что в нынешнем году количество обращений может несколько увеличиться — из-за того, что электронный вариант будет закреплен законодательно. Ответы на письма, полученные по интернету, должны направляться на адрес электронной почты заявителя. При этом закон не исключает возможности обратной связи в письменной форме. Так, если человек настаивает на том, чтобы организация выслала ему ответ на бумажном бланке, его пожелание должно быть выполнено. Кроме того, такое решение может принять и руководитель госоргана.
Свои требования есть и к оформлению ответов на электронные обращения. Сканировать для них официальные бланки или подпись руководителя организации нет никакой необходимости. Достаточно указать фамилию, имя, отчество либо инициалы должностного лица, уполномоченного подписывать ответы на обращения.
Стоит обратить внимание и на такой важный нюанс: если гражданин недоволен ответом на свое электронное обращение, он имеет полное право обратиться в данную организацию повторно и выяснить все детали во время личного приема.
Присылайте. Но только не по факсу
— Законом также устанавливаются единые сроки рассмотрения обращений как для граждан, так и для юридических лиц, — уточнил Вадим Ипатов. — Так, на письменные обращения, в том числе занесенные в книгу замечаний и предложений, ответ должен быть дан в течение пятнадцати дней, а на обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца. Кроме того, новым является и требование, чтобы ответы направлялись заявителю на языке обращения.
С другой стороны, в документе предусмотрены и случаи, когда учреждение имеет право не отвечать на письмо заявителя. В частности, госорган или организация может не направлять ответ гражданину, если в его присутствии выполнены требуемые работы или оказаны услуги. Не предполагают ответа и обращения, в которых содержится благодарность или же отсутствуют ходатайства, рекомендации, требования, сообщения о нарушении актов законодательства и недостатках в работе каких-либо организаций.
Помимо этого в законе оговариваются новые подходы к работе с обращениями, в которых обжалуются судебные постановления. Теперь они не будут перенаправляться в судебные инстанции, в течение пяти дней их следует возвратить заявителям с разъяснением порядка обжалования таких решений.
Наконец, еще один существенный момент. В законе перечислены и конкретные формы подачи обращений. К примеру, факсы здесь не указаны, а значит, и организации не обязаны принимать их к рассмотрению.
Беседа “под контролем”
С вступлением в силу нового закона у наших читателей некоторое замешательство вызвал тот факт, что теперь при проведении личного приема станут применяться технические средства — аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. Безусловно, многие люди расценили такой шаг как нарушение прав человека. Между тем у законодателей существует иной взгляд на этот счет.
— Данная мера призвана не ущемить законные интересы граждан, а наоборот, их защитить, — убежден Вадим Ипатов. — Использование технических средств позволяет повысить ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения, исключить грубость и хамское отношение к заявителям, выявить тех чиновников, которые проявляют излишний бюрократизм. Тем более что без ведома посетителя записывать или снимать на видео разговор никто не имеет права. Заявитель об этом должен быть поставлен в известность заранее. В случае же, если обратившийся не согласен вести беседу под контролем, он может отказаться от устного общения и подать свое заявление в письменной или электронной форме.
Жалоба жалобе рознь
В то же время не оставили без внимания и так называемых профессиональных жалобщиков. О том, что должна существовать определенная защита от таких людей, говорили уже давно. В частности, новым законом предусматривается, что расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением необоснованных обращений, систематически направляемых в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В тему
Новый закон об обращениях граждан и юрлиц стал одной из самых обсуждаемых тем нынешней недели. И в этом нет ничего удивительного, ведь он затрагивает работу практически каждой организации и учреждения.
По мнению министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимира ЦАЛКО, данный документ повысит ответственность чиновников в работе с людьми. Со вступлением в силу нового закона любой гражданин сможет направить свое обращение в органы власти по электронной почте. Чиновники же в свою очередь в установленные сроки обязаны будут рассмотреть его с такой же тщательностью, как и письменные заявления.
“Власть останется перед людьми открытой и доступной, — такую точку зрения в беседе с корреспондентом БелТА высказал председатель Витебского облисполкома Александр КОСИНЕЦ. — С людьми надо всегда разговаривать по-человечески, и тогда многие вопросы просто исчезнут, а значит, не останется повода для жалоб. Мы не боимся новых подходов и постараемся решать проблемы наших граждан оперативно. Но и народу со своей стороны следует тоже думать о государстве. И обращаться к должностным лицам с обоснованными просьбами, между властью и людьми должно быть взаимоуважение и взаимопонимание”.
Большим плюсом нового закона председатель Могилевского облисполкома Петр РУДНИК считает то, что в нем определен не только сам порядок работы с обращениями граждан, но и регламентируется ответственность обеих сторон. Это позволит, с одной стороны, повысить эффективность работы чиновников, а с другой стороны, отобьет желание у многих людей обращаться к исполнительной власти по вопросам, которые можно решить самостоятельно. Ведь не секрет, что некоторые граждане злоупотребляют своими правами и становятся “профессиональными жалобщиками”. А это требует лишних финансовых затрат и отнимает впустую время госслужащих.
И в заключение!
Минэкономики приглашает принять участие в подготовке Закона о хозяйственных обществах
Министерство экономики совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований приступает к подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах». Разработка этого проекта Закона предусмотрена планом подготовки законопроектов на 2012 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2012 г. № 21.
Предполагается, что законопроектом будут урегулированы вопросы, связанные с возможностью создания и деятельности хозяйственных обществ с одним участником. Помимо этого в действующий Закон будут внесены изменения и дополнения, обусловленные необходимостью его корректировки с учетом имеющейся практики правоприменения.
Министерство экономики приглашает всех заинтересованных принять участие в его разработке и направить предложения по корректировке действующего Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».
Контактные данные:
Медведева Ю.А. - начальник управления совершенствования организационных форм управления |
тел. 200 – 78 - 28 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript |
Левкович Л.П. - заместитель начальника управления совершенствования организационных форм управления |
тел. 222 - 63-29 тел. 306 – 54 −03 |
Коллеги, Министерство экономики ждёт Ваших предложений!
< Предыдущая | Следующая > |
---|